Страхование жизни на фоне пандемии – достижения и проблемы
Дубровин Виктор Викторович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Какие ключевые тенденции будут определять развитие рынка страхования жизни до конца года? Какие коллективные действия страховщиков будут способствовать преодолению накопившихся проблем?
Мы стремительно приближаемся к некоторому перелому в развитии банковского страхования. Есть много новых тенденций, и как с этим жить, как превратить это в возможности – это тот самый вопрос, который крайне актуален для страховщиков жизни.
Первая тенденция – это продолжение роста и развития рынка банкострахования. Оно шло в 2018-2019 годах и даже в период коронакризисных ограничений в этом канале было лишь незначительное падение, а в третьем квартале 2020 года банкострахование показывает хорошие темпы восстановления. В итоге, по 2020 году, несмотря на ограничительные меры, мы увидим рост в этом канале. И это хорошо, страхование жизни это правильный ответ на те экономические, социальные вызовы, которых много в нашей жизни.
Вторая тенденция, связанная с первой – продолжают расти комиссионные доходы банков, причем гораздо быстрее, чем растут продажи в банковском канале. Это говорит о том, что комиссионная составляющая банков увеличивается. Там должен быть какой-то предел, и это точка для нашего профессионального размышления – почему до сих пор так происходит. Понятно, что традиционные банковские продукты становятся не так маржинальны для банков, как им хотелось бы, и это компенсируется ими за счет других продуктов.
Следующая тенденция, которую мы видим на протяжении уже двух лет – это усиление регулирования. За 2018-2019 годы были внесены и рассмотрены около 10 законодательных инициатив, 4 закона приняты. Все изменения работают не в плюс страховщикам, они каким-либо образом ограничивают и направляют банкострахование в новое русло. Хороший пример – вступивший в силу с 1 сентября 2020 года закон, который обязывает страховщиков возвращать страховую премию при досрочном полном возврате кредита. Еще несколько законопроектов принято в первом чтении, несколько – инициировано, то есть законодательное регулирование идет по пути усиления.
Мы должны выработать понимание, как на это реагировать. Закончился период мягкого регулирования, когда Банк России выпускал обзоры и доклады, где он отмечал полезность развития банкострахования для всех его участников. Теперь мы видим проблемы, на которые нам четко указывают, и нам их надо решать.
Появляются революционные предложения, например, новая концепция ипотечного страхования, которая вызвала колоссальный негатив, как со стороны банковского, так и со стороны страхового сообщества. Рыночные принципы складывались в течение 20 лет позволили сформировать достаточно равновесную модель, конечно, не идеальную, имеющую проблемы, но в то же время имеющую четкий тренд на саморазвитие. Мы с коллегами из Ассоциации банков России положительно оценивали итоги развития за 20 лет - продукт совершенствовался, стоимость его снижалась, расширялось покрытие, и все это шло через работающие рыночные механизмы. А теперь предлагается эти рыночные принципы функционирования и развития заменить на регуляторные.
Не менее спорная инициатива – в области законодательства о квалифицированных инвесторах. Предполагается, что оно должно действовать для страховых продуктов, которые, на наш взгляд, вообще очень далеки от инвестиционных продуктов, а относятся к простым накопительным продуктам. Это нам хороший сигнал, что пора начинать что-то делать, иначе нам нужно будет работать в условиях регулирования, содержащего нормы по тестированию клиентов, ограничений по возрасту, состоянию здоровья и пр. Все эти инициативы опробуются на других рынках, и мы сейчас вынуждены от них отбиваться, объяснять, почему этого не должно быть у нас.
Еще один блок тенденций связан с концентрацией бизнеса в руках крупнейших страховщиков жизни. Пока из квартала в квартал мы видим, что все банковское страхование концентрируется у лидеров, и понимаем опасность этого явления.
Следующая, наверное, позитивная тенденция – это развитие онлайн. Произошло ли оно благодаря пандемии или это было органичное развитие, но весной нам, наконец, удалось добиться, чтобы закон, позволяющий агентам работать онлайн (а банки при продаже онлайн в большинстве случаев выступают как агент), был принят и реализован. Будем наблюдать, в какие продукты и экосистемы это будет перерождаться после снятия законодательных ограничений.
Важный тренд – сохраняется рост количество жалоб потребителей. То есть в абсолютном количестве их совсем немного, но их количество растет. Месседж Банка России о том, что рост количество жалоб вызывает у них вопросы, подтверждается и цифрами. Нам нужно разбираться, что это за жалобы, к чему они относятся (к накопленному ли портфелю или к закончившимся договорам) и т.д. С этим непосредственно связан вопрос мисселинга, о котором продолжают активно писать СМИ. Этой работой мы активно занимаемся со страховщиками жизни и видим, что вопрос в определенном смысле излишне перегревается и вполне решаемый.
Продолжает расти доля договоров, заключенных в период 2015-2017 годов, по которым наступил срок дожития. Завершение именно этого пула договоров и формирует тот клиентский опыт, который будет транслироваться в СМИ и в социальных сетях, и потребителями другу другу. Этот же опыт транслируется и в сторону клиентских менеджеров банков, которые, получая обратную связь от своих клиентов по поводу того, оправдал ли продукт их ожидания, будут для себя делать выводы, и возможно, выбор будет делаться в пользу других продуктов.
Конкуренция за «продуктовую полку» банков усиливается. Если в 2011-2016 годах некоторые страховые продукты совершали настоящую революцию, и было не так много альтернатив, то сейчас альтернатив становится гораздо больше. И в том, просто огромном, количестве продуктов, страхование должно иметь какой-то новый челлендж, чтобы удерживаться на этой полке и не быть с нее вытесненным.
Также расширяется количество комбинированных продуктов, и этот тренд содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты.
Проникновение продуктов страхования жизни в премиальных каналах уже достаточно высоко, и там уже сформированы клиентский опыт, понимание и отношение, не всегда позитивное.
Еще один тренд – несмотря на пандемию, продолжают эффективно работать традиционные каналы продаж. Казалось, что в пандемию онлайн должен был бы перебить все традиционные каналы, но статистика за 1 полугодие 2020 года показала, что и агентский канал, и офисы, и партнеры сохраняют свою долю, успешно борются за нее.
Что касается прогноза на боле отдаленное будущее, то оно зависит от слишком многих неизвестных, прежде всего, от восстановления экономики, локализации пандемии либо адаптации к ней. И Всемирный банк, и наш Минэк уже переписывает свои прогнозы на 2021-2022 годы. Важный фактор – дешевая ипотека, ипотечные ставки таргетируются, ипотека набирает рост и есть еще какой-то запас роста. Растет интерес к новым способам накопления и страхования в условиях, когда традиционные депозиты уже не удовлетворяют клиента, он готов посмотреть на что-то иное, и этот интерес должен быть нами отработан.
Кроме того, серьезным негативным фактором по-прежнему остается сокращение доходов населения. Уже более 5 лет идет падение реальных доходов граждан, нам только обещают, что этот тренд закончится, но пока мы живем в этой парадигме и прекрасно понимаем, что даже если тренд переломится, восстановление тоже займет ощутимый временной промежуток.
Развитие может быть связано и с маркетплейсами (где страховые продукты займут свое место), и с мобильными приложениями банков. Это большая тема для дискуссии: где должны быть страховые продукты – в мобильном приложении банка или в мобильном приложении страховщика? И те, и другие их активно развивают, но интересен клиентский путь – куда все-таки пойдет клиент? Страховщикам надо побороться за это, потому что если клиент привыкнет ходить за страховками в мобильное приложение страховщика, это сформирует один клиентский путь, а если банки успеют выиграть в этой конкуренции – совсем другой, хотя, конечно, они будут со временем меняться. Эффект экосистем и маркетплейсов, несмотря на то, что они уже существуют, пока не достаточно проявился. Системы лояльности, взаимное обогащение данными – мы про это много говорим, но заметного эффекта пока не наблюдается, и в этом – наш потенциал.
Ну определенно надо что-то делать с комиссиями, потому что если так продолжать дальше – это просто ухудшает положительный потенциал многих страховых продуктов. Хорошие продукты, представляющие интерес для клиента, никогда не будут эффективны из-за чрезмерного размера комиссионного вознаграждения. Что именно делать – предмет для дискуссии.
Также важна борьба за качество продаж и формирование позитивного имиджа банковских продаж страховых продуктов. Мы должны снять с повестки Центрального Банка вопрос жалоб, потому что он препятствует конструктивному разговору с регулятором по многим другим важным вопросам.
Нам очень важно, чтобы все достоинства и важность страхования жизни, как массового финансового и социального института, не были девальвированы рядом вышеуказанных проблем, которые вполне могут быть оперативно решены.